ia.Js — Коротко о главном  |  Египет 



Слово «египет» — грецизированное. Сами египтяне называли свою страну «Та-Кемет» — «Черная земля» (плодородная, живая) в противоположность «Красной земле» (пустыне).

Древние египтяне селились на восточном берегу Нила. Западный берег был отдан «вечности» — потусторонней жизни: там строили пирамиды, мастабы и гробницы. Обычай имел в основе символику — Солнце рождается на восточном берегу небесной реки и умирает на западном, — люди, «скот Ра», проводят свою земную жизнь на востоке, а после смерти переселяются на запад, в «Поля Камыша» — загробный «рай», место вечной жизни.

Древнеегипетские тексты дошли до нас большей частью во фрагментах, часть же их сохранилась лишь в пересказах античных авторов.


Особенности

В религии Египта долгое время не существовало ни обязательных догматов, ни догматов, отрицавшихся как «ересь». В каждом номе (административном округе) страны вырабатывались собственные версии одних и тех же сказаний. Легенды влияли друг на друга, в результате чего боги меняли свою иконографию, роли, отождествлялись между собой из-за сходства в облике, идентичности функций, созвучия имен, либо образ божества распадался на ипостаси. Основной причиной отождествления богов друг с другом являлось стремление жрецов провинции придать культу своего божества большую значимость в государственной религии.

В египетской мифологии над рациональностью доминирует поэтичность, что выражается в ее большей символичности, по сравнению с мифологией Античного мира. В мифах преобладают философские рассуждения богов и величественные монологи. Главное содержание составляют не события, а философский подтекст, стоящий за ними. Мифы египтян, как и мифы других народов, символически передают представления о законах природы и смысле жизни, но иными способами. Монументальный, статичный миф Древнего Египта, в отличие от эллинского, воспевающего возможности человека, зовет человека слиться с природой, принять заведенный мудрый порядок, подчиниться ему и не пытаться что-либо изменить, ибо любые перемены будут только к худшему. В древнеегипетской мифологии героев, подобных Гераклу, нет ни среди людей, ни среди богов. Египетский миф прославляет не воинскую доблесть, а творца, созидателя, хранителя и защитника стабильности в мире.

Господство богов в большинстве случаев зависело от веры правящего фараона, но определенной иерархии не было — иногда боги правили совместно. Египетские боги, в отличие от олимпийских, не имели строго определенных функций. Наряду с богами, аналоги которых существуют в античной мифологии, в религии египтян существовало множество абстракций — Ху, Сиа, Сихем, Хех («воля», «разум», «энергия», «вечность»), Хор Хекенский (олицетворение одной из фаз суточного движения Солнца), некоторые боги являлись воплощениями воли других богов, воплощениями законов. Другое отличие египетских богов от олимпийских в том, что они в меньшей степени заняты какой бы то ни было деятельностью и почти никогда не вмешиваются в людские споры.


Произношение

За редкими исключениями, произношение древнеегипетских слов неизвестно. Транслитерация их на русский язык носит условный характер и не претендует на фонетическую точность. Ударения в транслитерациях изначально было принято делать на предпоследнем слоге.

В древнеегипетском языке, наряду с грамматическими формами единственного и множественного числа, существовала форма двойственного числа. Оно употреблялось, когда речь шла о парных предметах: глаза, руки, сандалии и т.п., либо в тех случаях, когда два понятия или образа в контексте произведения составляли смысловую пару: «два бога» (Хор и Сет), «два брата», «(два) Рути».


Имена

Имени и вообще любым произнесенным вслух или записанным на папирусе словам египтяне придавали сакральное значение. Большинство богов имело пять имен, каждое из которых было связано с одним из элементов, с астрономическими телами, или заключал в себе описание бога, как сильного или величественного. Некоторые боги не имели постоянных имен: имена менялись в зависимости от времени суток, от действия, которое бог совершал в данный момент, и т.п.


Иконография

Религиозные идеи преддинастического Египета были выражены схематично. С возникновением письменности изображения стали нести определенную идею, появились человеческие черты. Для большинства богов нет строгих правил иконографии, предписывающих, как их следует изображать: одного и того же бога изображали то в виде человека, то в виде животного, то в виде человека с головой животного. Символики полны не только религиозные тексты, но и настенные росписи, рельефы, рисунки в папирусах. Изображение в Древнем Египте является не иллюстрацией к конкретным мифологическим эпизодам, как в античной мифологии, а представляет собой метафору.


Символика



Красный цвет флага относит нас к временному отрезку до 1952 года, когда у власти стояли военные. В это время Египет боролся против Британского диктата.

Белый символизирует революцию 1952 года, которая положила конец монархии без кровопролития.

Черный цвет означает прекращение правления Британии над Египтом


Климат Египта

Египет это своего рода большой оазис между двумя пустынями. Хотя Египет разделен на два региона, и нем можно условно выделить три части: Верхний, Средний и Нижний Египет. Здесь только два сезона: жаркий — с апреля по октябрь, и прохладный — с ноября до конца марта. Крестьянин (феллах) делит год на три периода: «Шетуи» (зима), «Сефи» (лето) и «Нили» (время разлива Нила). Не будет преувеличением сказать, что развитие египетской цивилизации в решающей степени определялось своеобразным климатом Египта. В основном это сахарский климат, для которого характерно почти полное отсутствие атмосферных осадков и значительный перепад дневной и ночной температур. Температура начинает повышаться с первых дней марта: это время, когда дует «хамсин» — жаркий ветер из пустыни, который местные жители называют «шерд», бедуины — «мерисси», а обитатели пустыни — «симун». «Хамсин» дует с юго-запада и начинается с резкого падения атмосферного давления, за которым немедленно следует повышение температуры: за несколько минут термометр поднимается на 12-15°С. Более того, этот ветер всегда сопровождается облаком мельчайшей пыли, приносимой из пустыни. В Верхнем Египте, особенно в Луксоре и в Филе, температура иногда поднимается до 46 и даже 48 «С. За исключением побережья, воздух в Египте преимущественно сухой; но с июля по октябрь Нил приносит такую массу воды и затопляет такие пространства, что воздух наполняет сильная влажность.

Без разливов Нила вся долина Египта была бы засушливой пустыней. Поэтому всегда остаются в силе слова Геродота: «Египет — это дар Нила».






Нил

Нил тянется на 6500 километров от Больших Африканских озер до Средиземного моря. До XIX века не были известны его истоки; позже было установлено, что это река Ниаваронго — приток другой реки, впадающей в озеро Виктория. Нил течет на север через бескрайние лесистые и болотистые саванны. Слева в него впадают воды Бахр-эль-Газзала (Газельей реки), текущей из района Дарфура и Конго, а справа — воды рек Собат, Голубого Нила (Бахр-эль-Азрак) и Атбары, стекающих с высоких абиссинских плато. На известняковых порогах Саккара спокойное течение Нила переходит в водопады, затем он снова плавно и медленно течет к Средиземному морю, не принимая больше никаких притоков. Весь Египет — это северная часть долины Нила, протянувшаяся от Асуанского водопада до моря. От Асуана до руин Фив узкая долина стиснута двумя цепочками скалистых гор, но от Фив до Каира долина заметно расширяется.

В Эль-Манахе Нил разделяется на два рукава. Восточный рукав более важный, хотя он больше похож не на реку, а на извилистое озеро, усеянное многочисленными островками с финиковыми пальмами, акациями и сикоморами, с полями ячменя, пшеницы и люцерны. Ниже Каира горы, тянувшиеся вдоль Нила, исчезают. Арабские и ливийские горные цепи постепенно отодвигаются и теряются на границе Красного моря и на средиземноморском побережье к западу от Александрии. В Дельте — широкой равнине в форме треугольника — множество каналов соединяют рукав Рашида (Розетты) с руковом Дамьетты (или Домиатты).

Каждый год после проливных дождей, выпадающих в горах Абиссинии и районе экваториальных озер, Нил постепенно поднимается, пока не выйдет из берегов и не затопит на несколько месяцев всю долину. В конце апреля разлив наступает в Хартуме, столице Судана, и через Нубию достигает Египта в конце мая — начале июня. До октября долина остается покрытой благодатным илом, отложенным во время разлива, который отступает лишь к началу декабря.

Периодическое наводнение обеспечивает Египет богатой флорой и фауной.




Здесь растут большие деревья, разные виды акаций, сикомор, пальмовые рощи и множество водных растений, в том числе папирус и лотос. Нил и его озера кишат рыбой. С самых отдаленных времен египтяне приручили большую часть животных, превратив их в домашних. Зато на протяжении веков исчезло много видов диких животных. Львы и такие крупные представители кошачьих, как леопард и гепард, больше не существуют; гиппопотамы исчезли в Дельте к концу XVI века, а с появлением пароходов они перебрались вместе с крокодилами за водопады.

  2005 © ia.Js — Коротко о главном
  Почта: elektropochta@hotmail.com
Rambler's Top100
Hosted by uCoz