Главная/Египет/... rvmivr@mail.ru Главная 

Фивы

Луксор и Карнак ныне представляют развалины некогда великой древней столицы Египта — Фив.

Когда приезжаешь сегодня в Луксор, трудно представить себе, что здесь в древности возвышался великий город Фивы, бывший на протяжении многих веков столицей Египетской империи, знаменитый город, о богатстве которого сложены легенды и поговорки ("город, где богатые дома - сокровища"). Гомер в IX песне "Илиады" называет его "Фивы стовратные". В эпоху, когда столицей был Мемфис, здесь находилась небольшая деревня, где поклонялись богу войны Монту. Политические и географические условия стимулируют ее быстрое развитие, и со времени Х династии она становится столицей фараонов Нового царства. В городе процветал культ бога Амона, входившего в триаду с Мут и Хонсу. По случаю победы или торжества воздвигались новые грандиозные храмы в честь бога. Разграбление города Ашурбанипалом в 627 году до н.э. положило начало его упадку. В эпоху Птолемеев он был полностью разрушен, так что ко времени римского владычества от него осталась лишь гора руин. Также как и с Мемфисом, исполнилось печальное пророчество. Так, Иезекииль сказал: "Фивы будут жестоко потрясены...". Старая столица Египта была разделена каналом на две части: на юге родился город Луксор, на севере - деревня Карнак.

См.Фото Луксор В Луксоре осталось единственное свидетельство былого могущества - великолепный Храм Амон-Ра, который египтяне называют "Южным гаремом Амона". Он имеет 260 м в длину; его строительство начал Аменофис II, продолжил Тутмос III и завершил Рамсес II. Он связан с Карнакским храмом длинной аллеей сфинксов первоначально с бараньими головами, которые были заменены во времена XX династии сфинксами с человеческими головами. Аллея еще не вполне восстановлена, но работы над ней продолжаются. Она оканчивается у самого входа в Луксорский храм, оформленный монументальным пилоном, построенным Рамсесом II. На пилоне - фронтон 65 м, на котором видны барельефы, представляющие военный поход Рамсеса II против хеттов, а также тексты знаменитой "Поэмы Пентаура", прославляющей военные подвиги фараона. Перед входом были когда-то два обелиска Рамсеса II. Сегодня остался лишь левый обелиск высотой 25 м; другой был увезен во Францию в 1833 году и установлен в центре площади Согласия в Париже 25 октября 1836 года (работами по установке обелиска руководил инженер Леба). Вход обрамляют два колосса из розового гранита (высотой 15,5 м на постаменте примерно метровой высоты), представляющие сидящего на троне фараона. Первоначально еще 4 гигантские статуи из розового гранита, опиравшиеся на пилон, составляли компанию двум колоссам. Одна из статуй, должно быть, представляла царицу Нефертари, а другая, сильно поврежденная, еще стоит справа - это Мерит-Амон, дочь Рамсеса 11. Через этот торжественный вход можно попасть во двор Рамсеса II, украшенный двойным рядом колонн с папирусовидными капителями, между которыми помещаются осирические статуи. Во дворе есть еще небольшой храм Тутмоса III, состоящий из трех молелен, посвященных триаде Амон - Мут - Хонсу, почитаемой в святилище Карнака. И, наконец, величественная колоннада длиной в 25 м ведет во двор Аменофиса III, окруженный с трех сторон двойным рядом папирусообразных колонн - настоящим окаменевшим лесом, производящим весьма внушительное впечатление. Внешний вид храма также очень интересен. На наружную стену выходят многочисленные боковые молельни, стены которых декорированы сценами религиозных церемоний, а также сценами сражения с войском сирийцев и хеттов. У одной из сторон были обнаружены остатки зданий военного лагеря римлян. Название Луксор - это на самом деле искаженное Эль Кусур - арабский перевод латинского слова castra, что означает "лагерь".

См.Фото Карнак Примерно в трех километрах от Луксорского храма раскинулся монументальный ансамбль Карнака, который греки называли Гермонфис. Он состоит из трех отдельных центров, каждый из которых окружен стеной из кирпича-сырца. Самый большой находится посередине, он занимает около 30 гектаров - это был, как утверждает Диодор Сицилийский, самый древний храм Фив, святилище Амона. Он сохранился лучше всех остальных. Слева от него - святилище Монту, бога войны - четырехугольник площадью примерно в два с половиной гектара. С другой стороны - святилище богини Мут, супруги Амона, символически изображаемой в виде грифа. Половина его площади, составляющей примерно 9 гектаров, еще не исследована. Размеры большого Храма Амона грандиозны. Это самый просторный в мире храм с колоннами. Судя по высказываниям известных историков, этот монумент мог бы вместить целиком парижский Нотр-Дам или, как утверждает Леонард Котрелл, занять половину площади Манхэттена. Самой необычной его частью является, без сомнения, грандиозный гипостильный зал длиной 102 м и шириной 53 м, с 34 колоннами 23-метровой высоты, которые стоят гордо и неколебимо, бросая вызов векам. Капители в виде раскрытых папирусов имеют наверху в окружности около 15 м, где могли бы поместиться 50 человек. Это настоящий "лес из колонн", чьи размеры и игра светотени производят неизгладимое впечатление. Во времена XIX династии 81 322 человека, в том числе жрецы, стражники, рабочие и крестьяне, работали на Храм Амона. Кроме того, в его строительство вкладывалась прибыль от многочисленных провинций, от базаров и строек, а также богатые трофеи, которые получал фараон от победоносных военных кампаний. Несколько фараонов сменили друг друга при возведении гипостильного зала: при Аменофисе III было воздвигнуто 12 колонн центрального нефа, поддерживающие архитравы; при Рамсесе I началось украшение храма, продолженное Сети I и Рамсесом II. Кроме гипостильного зала были сооружены обелиски Тутмоса I (сегодня сохранился только один), 23 м высотой и весившие 143 тонны. Обелиск, воздвигнутый дочерью Тутмоса - Хатц-епсут - был еще выше. Известно, что царица не скупилась на расходы; по хроникам той эпохи, она выложила очень много "кедет золота, как если бы это были мешки с зерном". Что можно сказать о "Зале празднеств", Ах-Мену Тутмоса III? Это еще один прекрасный гипостильный зал с двумя рядами из 10 колонн и одним рядом из 32 прямоугольных столбов. На некоторых столбах были обнаружены следы живописи, датируемой VI в. н.э., позволяющие предположить, что этот зал был превращен христианами в церковь. Карнакский комплекс включал еще священное озеро длиной 120 м, где, как писал Геродот, жрецы совершали ночные обряды. Сегодня озеро отражает руины храма, которые кажутся особенно величественными ночью, когда монументы освещаются на несколько мгновений "звукосветовым" спектаклем, воскрешающим былое величие Фив.

Египет | Грааль | Интересное | Web-мастеру | rvmivr@mail.ru Главная 


RvmivR © 2005


Rambler's Top100

Hosted by uCoz